Субъективные показателиСубъективные показатели. Способность услуги отвечать определенным пользовательским требованиям описывается специфическими свойствами и характеристиками. Эта специфика состоит в возможности непосредственного восприятия и оперирования пользователем свойствами и характеристиками, т. е. носит субъективный характер. Поэтому определим совокупность субъективно воспринимаемых и используемых свойств и характеристик как субъективное качество.

Измерение и оценка субъективного качества информационного обеспечения производится с помощью так называемых субъективных показателей непосредственно пользователем и без применения каких-либо приспособлений, инструментов или вычислительных методов. Описанный способ измерения есть субъективный способ измерения качества.

Природа субъективных показателей различна и по этому критерию позволяет разделить их на две группы. Первую группу субъективных показателей качества образуют показатели, производные от объективных, вторю группу – показатели, обусловленные социальной природой информационных систем.

Субъективные показатели качества, производные от объективных. Отмеченная взаимосвязь появляется в силу следующих обстоятельств. Современное состояние науки и техники позволяет с помощью объективных показателей описать и измерить с той или иной степенью точности различные свойства информации и как информационной сущности (семантика), и как предмета информационной технологии (ресурс). Однако при этом могут существовать трудности их применения:

1. Невозможно использовать объективные методы измерения.

2. У неподготовленного пользователя информационных систем существует интуитивная трудность восприятия достаточно абстрактных объективных показателей.

3. Свойство услуги, воспринимаемое пользователем, интегрирует в себе ряд свойств, описываемых объективными (скалярными) показателями. Это означает, что некоторые субъективные показатели суть вектора скалярных объективных показателей.

Психофизиологическое преодоление названных трудностей определяет существование субъективного качества информационного обеспечения, семантика которого состоит в реакции пользователя на объективное качество. Определим показатели для оценки такого качества как субъективные показатели первого рода. Следствием перехода от объективных к субъективным свойствам и, соответственно, показателям является лингвистическая мера оценки качества информации.

Субъективные показатели качества информации, обусловленные организационной природой информационных систем. Введение этого множества показателей связано с организационной природой информационных систем, которая проявляется в наличии свойств, присущих только социальным системам. Естественно предположить, что эти свойства не описываются, не оцениваются и е имеют взаимосвязи с известными объективными (техническими) показателями. Определим такие показатели, как субъективные показатели второго рода.