Роль заказчика в создании информационной системыРоль заказчика в создании информационной системы. В настоящее время роль заказчика в создании АИС трудно переоценить. Опят создания АИС показывает, что только предметный специалист может дать наиболее полно и квалифицированно описание выполняемой работы, входной и выходной информации.

Роль заказчика на этапе концептуального проектирования автоматизированной информационной системы. Пользователь АИС – специалист в своей области. Он знает, что ему требуется для решения предметных задач. Но кроме профессиональных знаний в предметной области, пользователь должен иметь знания информационных технологий для правильной постановки задачи. Это справедливо как для разработки информационной системы, так и для ее эксплуатации.

Пользователь-постановщик задач должен быть заранее ознакомлен с методикой проведения обследования объекта, порядком обобщения результатов. Это поможет ему определить и выделить подлежащие автоматизированной обработке задачи, функции и квалифицированно сделать ее постановку.

Постановка и реализация задач на ПЭВМ требует усвоения основных понятий, касающихся теоретических основ АИС. К ним относятся:

— свойства, особенности и структура экономической информации;

— условно постоянная информация, ее роль и назначение;

— носители информации;

— средства формализованного описания информации;

— алгоритм, его свойства и формы представления;

— назначение контроля входной и выходной информации, способы контроля;

— состав и назначение устройств персональных ПЭВМ;

— состав программных средств ПЭВМ, назначение операционных систем, пакетов прикладных программ, интегрированных пакетов программ типа АРМ-бухгалтера, АРМ-финансиста и др.

Постановка задачи – описание задачи по определенным правилам, которое дает представление о сущности и логике работы с информацией.

Использование типовых проектных решений. Одним из рациональных путей проектирования информационной системы является использование типовых проектных решений, реализованных в стандартных проектах, в пакетах прикладных программ. Возможность такого подхода связана с наличием у любой организации общих и уникальных черт. Использование общности черт и задач позволяет привязать готовые решения (модели и программы) к условиям конкретного пользователя и его задачам. Например, большинство организаций решает типовые задачи в бухгалтерском учете, финансах, организации управленческого труда, автоматизации документооборота, создании информационно-справочных систем, управлении кадрами и т. п. В рамках таких задач использование типовых решений будет оправданным и эффективным. Особенно это касается малого бизнеса. Для создания информационной системы рекомендуется максимально применять стандартные пакеты программ автоматизации бизнеса:

— информационные технологии «клиент-сервер» в корпоративном документообороте и деловых операциях;

— управление электронными документами;

— проектирование, моделирование и анализ сложных информационных систем;

— финансово-экономический анализ деятельности;

— разработка систем поддержки принятия решений.

Можно выделить три типовых уровня решений, предлагаемых на рынке проектирования АИС.

1. Самостоятельное приобретение отдельных модулей программно-аппаратных средств и построение необходимой конфигурации информационной системы.

2. Обращение к организациям – системным интеграторам.

3. Обращение к консалтинговым организациям.