Роль заказчика на этапе эксплуатаци АИСРоль заказчика на этапе эксплуатации автоматизированной информационной системы. Заказчик, как правило, не может ограничиваться лишь постановкой задач. На этапе эксплуатации системы заказчик превращается в ее пользователя. Поэтому он должен проводить и опытную эксплуатацию АИС. Работая с системой, пользователь может обнаружить недостатки постановок задач, корректировать при необходимости входную и выходную информацию, формы выдачи результатов, их оформление в виде документов.

Участие в опытной эксплуатации – это не только форма активного обучения пользователя работе с информационной системой, но и процесс адаптации пользователя к новым условиям работы, новой технологии, к новой, все более усложняющейся технике. Опыт показывает, что у специалиста должно складываться совершенно иное отношение к работе в условиях автоматизированной информационной технологии, создание которой предусматривает максимальный охват автоматизированной обработкой выполняемых непосредственно им предметных функций.

Преимущества участия пользователя в разработке информационной системы. Участие пользователя в создании АИС должно обеспечивать оперативное и качественное решение задач, а также сокращеннее времени на внедрение новых технологий. Во время этого процесса:

— происходит активное обучение пользователя, повышается уровень его квалификации как постановщика, разработчика;

— необходимые пользователю навыки работы в новой технологической среде совершенствуются и закрепляются в процессе опытной эксплуатации АИС.

Пользователь, как правило, приобретает и применяет готовые программные пакеты, по своим функциям удовлетворяющие его потребности, ориентированные на определенные виды деятельности (бухгалтерскую, финансовую, плановую и т. д.). Такое направление является на сегодня ведущим в сфере компьютеризации и информатизации предметной деятельности в финансово-экономической сфере. Нередко оно дополняется разработкой оригинальных прикладных программ.

Проблема взаимоотношений заказчиков и разработчиков информационных систем. Различия исходных точек зрения заказчика и разработчика информационной системы на проект приводит к тому, что многие неформализованные представления тех и других имеют области неопределенности и взаимного непонимания. Организация четкого взаимодействия и сокращение этих областей требует взаимного повышения квалификации и обучения. Представители заказчика, участвующие в системном проектировании, должны обучаться формализации автоматизируемых технологических процессов, для которых предназначены соответствующие информационные системы, и иметь представление об эффективных путях их реализации.

С другой стороны, разработчики должны иметь в своем составе квалифицированных, проблемно-ориентированных системных архитекторов, способных переводить функциональные требования заказчика в конкретные технические требования к комплексу программ и его компонентам. Это позволит на ранних этапах исключать или сокращать дефекты, обусловленные различием видимостей целей и задач проектов.

В целом, для создания высококачественных информационных систем, прежде всего, необходима организация и тесное взаимодействие представителей заказчика и разработчика на всех этапах проекта.