Роль и место персонала организации на стадиях жизненного цикла информационной системыПри использовании в предметной деятельности ПЭВМ и коммуникационных средств не достаточно просто декларировать цель автоматизации того или иного процесса, нужно ее конкретизировать, разработать стратегию и тактику ее достижения. Для реализации новых технологий существует 2 способа:

— вставить их в традиционный предметный процесс;

— реконструировать сам процесс с учетом возможностей новых средств.

Первый способ применялся в ранних разработках АИС в области экономики. При такого рода автоматизации вычислительная техника используется лишь в качестве большого арифмометра для сокращения трудоемкости выполнения операций в традиционной технологии решения предметных задач.

При этом нововведения часто не приживаются и не дают экономического и социального эффекта.

В настоящее время очевидно, что простое встраивание новых информационных технологий в уже сложившуюся структуру отношений, своеобразных традиций и стереотипов решения предметных задач невозможно без изменения самой предметной деятельности. Это связано с тем, что внедрение средств автоматизации для совершенствования предметной деятельности – достаточно сложная задача прежде всего потому, что автоматизированные системы носят человеко-машинный характер.

Современные специалисты, работающие с ЭВМ, отличаются от специалистов десятилетней давности, когда преобладающей была технология централизованной обработки информации в условиях вычислительных центров. В новых информационных технологиях нет четкого различия между экономистом-пользователем системы, постановщиком задач, оператором, программистом, представителем обслуживающего технического персонала, как это было раньше. Более того, исчезает существовавший разрыв между разработчиком и пользователем АИС.

В этом случае недостатком, причем весьма распространенным, является уровень постановки задач. Одна из причин – недостаточное использование предметных специалистов организации в информационном обследовании и описании экономико-организационной сущности задач. Кроме того, в автоматизированном режиме обрабатывается не весь комплекс задач, решаемых тем или иным специалистом, поэтому у пользователя часто не возникает желания принять участия в создании АИС.

Следовательно, коллектив заказчика новой АИС должен быть подготовлен к новым подходам ее реализации, готов помочь ее внедрению, а не препятствовать или просто наблюдать.