Состояние информационной системыВозрастание объемов информации в информационной системе организаций, потребность в ускорении и более сложных способах ее обработки вызывают необходимость автоматизации работы информационной системы, т. е. автоматизации обработки информации.

В неавтоматизированной информационной системе все действия с информацией и решения осуществляет человек.

Приведем определения автоматизированной информационной системы (АИС).

1. Автоматизированная информационная система – совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.

2. Автоматизированная информационная система – взаимосвязанная совокупность данных, оборудования, программных средств, персонала, стандартов, процедур, предназначенных для сбора, обработки, распределения, хранения, выдачи (предоставления) информации в соответствии с требованиями, вытекающими из целей организации.

В целом АИС можно рассматривать как человеко-машинную систему с автоматизированной технологией получения результатной информации, необходимой для информационного обеспечения персонала и оптимизации процесса управления в предметной деятельности.

Отметим, что в силу сложности структуризации информации и формализации процессов ее обработки автоматизация всех информационных процедур организации затруднена. Степень автоматизации различных информационных процессов колеблется от 10 до 20%.

Сравним преимущества и недостатки информационных систем с неавтоматизированной (бумажной) и с автоматизированной информационной технологией.

Преимущества неавтоматизированных (бумажных) систем:

— простота организации и (или) установки;

— простота для понимания и освоения;

— не требуются технические навыки;

— гибкость и способность к адаптации для соответствия предметной деятельности.

Преимущества автоматизированных информационных систем. В АИС проявляется возможность отображения на информационную плоскость всего, что происходит с организацией. Все экономические факторы и ресурсы выступают в единой информационной форме, в виде данных.

На примере одной из туристических фирм произведем сравнение традиционных (бумажных) и автоматизированных технологий.

Сравнительная характеристика традиционной и автоматизированной технологий.

Традиционная технология Автоматизированная технология
Набор услуг ограничен возможностями сотрудников организации по поиску и сбору информации. Хранение информации на бумажных носителях; аудио- , видеоинформация на магнитных носителях Доступна информация о туристических услугах бизнес-партнеров по всему миру.
Хранение произвольной информации на оптико-магнитных носителях.
Сложность поиска и предоставления информации Простота поиска и предоставления информации
Сложности с расширением ассортимента услуг Отсутствие проблем с расширением ассортимента услуг, так как поставщики предоставляют информацию
Медленная, рутинная технология работы Автоматизированная технология, обеспечивающая высокую производительность обслуживания
Число клиентов предопределено территориальными границами Потенциальным клиентом является каждый житель любой страны
Очень часты «накладки» из-за недостоверных данных. Необходимо осуществлять проверку имеющихся данных Информация достоверна и актуальна, поскольку предоставляется автором
Низкая степень удовлетворения спроса Высокая степень удовлетворения спроса
Низкая конкурентоспособность Агрессивная конкурентоспособность
Привлечение клиентов услугами смежных областей ограничено Клиенты имеют возможность выбора места путешествий, отдыха, лечения, развлечения, обучения, бизнеса и др.
Существует предел в развитии и наращивании возможностей бизнеса Широкие возможности по развитию бизнеса