Оценка качества информационного обеспеченияПроблема оценки качества информационного обеспечения. Введенное определение качества информационного обеспечения основано на общем определении, устанавливаемом международными и отечественными стандартами, и поэтому не раскрывает содержание понятия и не устанавливает показателей его оценки. Основная причина такого положения – широта содержания рассматриваемого понятия, отражение в нем значительного числа аспектов, слабо связанных друг с другом.

Обоснованный выбор требуемого уровня качества информационного обеспечения является сложной задачей проектирования информационных систем, поскольку занижение этого уровня ведет к нецелесообразности проведения работ, а завышение – к потерям (в предельном случае – невозможности проведения работ).

Далее будем исходить из того, что качество любой деятельности может быть адекватно оценено качеством ее результата. Результатом информационного обеспечения является наличие у пользователей информации. Тогда, используя общие понятия и определения качества, под качеством информации будем понимать совокупность свойств и меру полезности, обуславливающих ее способность удовлетворить групповые и индивидуальные информационные потребности сотрудников организации. Из определения следует, что для оперирования понятием необходимо обладать определенным набором свойств и характеристик информации и умет их оценивать. Рассмотрим эти требования.

В проблеме стандартизации требований к качеству информационного обеспечения можно выделить ряд взаимосвязанных аспектов. Во-первых, в общем случае отсутствуют формальные или рациональные методы объективного обоснования необходимого и достаточного набора оценочных показателей и требований к их значениям. Очевидно, это обусловлено, с одной стороны, многообразием свойств информации, а также сложностью, размерами и организационной природой информационных систем, с другой стороны, широким диапазоном и динамикой пользовательских требований.

Данные обстоятельства определяют наличие значительного и варьируемого количества различных, слабо связанных или несвязанных между собой показателей. Теоретическая сторона этой ситуации заключается в отсутствии сложившейся системной классификации показателей. Следует отметить, что существенным недостатком многих из этих показателей является недоступность для понимания неподготовленного пользователя (сотрудников организаций). Другими словами, показатели качества должны быть адресными, т. е. адекватно воспринимаемыми пользователем.

Во-вторых, свойство услуги, определяющие ее качество, должно обладать измеримостью. Измерение определяется как акт присвоения чисел предметам или явлениям согласно некоторой системе правил.

Как показано ниже, отдельные свойства и характеристики информации хорошо измеримы. Другие – менее поддаются измерению или неизмеримы вообще. Поэтому важнейшей функцией показателей качества является способность однозначно измерять свойства информации. Для удовлетворения изложенным требованиям в общем случае показатели должны обладать набором следующих атрибутов: способ измерения, мера измерения, шкала и единица измерения.

Коротко рассмотрим содержание перечисленных атрибутов. Существуют два способа измерений: объективный и субъективный.

Мера измерения представляет собой атрибут, характеризующий природу показателя: численный или лингвистический.

Шкала измерения определяет логические, арифметические или статистические операции, возможные со значением показателя. Известны четыре шкалы измерений различных свойств и характеристик: наименований, порядка, интервалов и отношений.

И, наконец, атрибут «единица измерения» не требует специальных пояснений.

Оценка качества информации представляет собой процедуру соотнесения результатов измерения с информационными потребностями пользователя и его представлениями о качестве. Это означает необходимость наличия требований к области допустимых значений каждого из множества оценочных показателей качества.

Таким образом, для разрешения проблемы оценки качества информации необходимы разработка и обоснование множества показателей, требований к областям допустимых значений показателей качества с точки зрения предметной области; разработка методик измерения и оценки качества. Это является весьма нетривиальной, но в то е время основополагающей задачей, так как ее решение составляет базу для оценки не только текущего состояния, но и возможных вариантов совершенствования информационного обеспечения.