Релевантность – показатель информации, который характеризует соответствие ее потребностям решаемой задачи (отсутствие шумов). Релевантность информации также может быть представлена в единицах времени: например время, необходимое на вычисление или усвоение релевантной информации.
Следует отметить, что показатель релевантности информации имеет определенную специфику, состоящую в том, что до некоторого порогового уровня он как бы не имеет значения для пользователя информации. Измерение релевантности осуществляется по шкале отношений.
Своевременность – важнейший показатель, характеризующий время, в течении которого информация, удовлетворяющая предыдущим требованиям, имеет полезность для решения предметных задач организации. По сути, своевременность – это нормированный показатель допустимого времени выполнения информационной процедуры (процесса). Читать полностью »
Достоверность (адекватность) – соответствие текущем состоянию объектов, к которым относится информация. В общем случае адекватность информации определяется двумя факторами:
— объективностью генерирования (съема, определения, установления) информации о значимой для предметной деятельности действительности;
— продолжительностью интервала времени между моментом генерирования и моментом оценивания адекватности.
Объективность генерирования зависит от способа и добросовестности источника информации. Будем полагать, что информация из детерминированных источников (справки, данные информационных массивов, заключения экспертизы и др.), независимо от способа генерации или добросовестные ошибки, как правило, исключаются из рассмотрения как случайные явления с низкой вероятностью появления.
Недобросовестность генерирования информации или добросовестное заблуждение характерны для ситуативных (случайных) категорий источников. Читать полностью »
Полнота информации (достаточность качества). В общем случае в социально-технических системах полнота информации – показатель, характеризующий меру достаточности оцениваемой информации для решения предметных задач. Это весьма неопределенный и относительный показатель, поскольку полнота информации оценивается исключительно по отношению к вполне определенной задаче.
Как известно, предметная деятельность организаций характеризуется высокой степенью неопределенности и поэтому является ситуативной. Ее содержание составляет получение структурно разнородной информации в требуемом количестве. В данном случае количество подразумевает ситуативно определенное количество источников информации.
При этом следует отметить, что специфика предметной деятельности организации состоит в том, что наличие одной и той же информации в различных ситуациях или достаточно или недостаточно для решения конкретной задачи. В этом случае определенную роль играет семантика информации. Это означает, что для большинства нерегулярных видов деятельности под полнотой информации следует понимать семантическую полноту, а не просто факт поступления информации из определенного источника. Кроме того, оценка полноты информации является субъективной. Читать полностью »
Несмотря на различную природу, субъективные показатели и мера качества обеих групп имеют общие признаки:
— нетривиальная определимость (трудности формулирования и формального описания) и количественная оценка;
— нечеткость измерения в лингвистической форме (измеримость по шкалам порядка, интервалов);
— неоднозначная, не формализуемая и, как правило, векторная связь с объективными показателями;
— отсутствие инвариантности (зависимость значения показателя от конкретных условий деятельности);
— возможная альтернативность показателей;
— широкий доверительный интервал вычислительной оценки и др. Читать полностью »
Все права защищены © 2009 - Информационные системы в экономике.